Блок 4. ПРАКТИКА.
В качестве исходника для выполнения текущего практического задания используется транспортная макромодель, которую вы создавали в рамках выполнения практического задания в БЛОКУ 4.

Для выполнения практического задания по БЛОКУ 4 мы подготовили пошаговое описание (см.ниже). Его необходимо выполнить в указанной последовательности, где каждый шаг подробно расписан. Готовый файл модели необходимо переименовать по типу - Фамилия_имя_Практика, Блок 4 и выслать на ящик hw@traffic-ing.ru

Общие настройки и последовательность процедур.

  • В общих настройках процедур создать несколько CR функций и назначить их каждому типу отрезка.
  • Проверить функции сопротивления для систем транспорта ИТ, при необходимости добавить изменения в формулы (сохраняя приоритет для tАкт).
  • Создать блок процедур с инициализацией расчета:
    • Инициализация фильтров.
    • Инициализация перераспределения для всех сегментов спроса.
    • Инициализация процедуры создания для всех созданных моделей спроса.
  • Создать блок процедур с назначением стандартных значений для отрезков и поворотов:
    • Изменить атрибут количество полос для отрезков.
    • Изменить атрибут набор систем транспорта для отрезков.
    • Изменить атрибут пропускная способность для отрезков.
    • Изменить атрибут V0ИТ для отрезков.
    • Изменить атрибут пропускная способность для поворотов (применить коэффициент перехода к суточной пропускной способности).
    • Изменить атрибут t0 для поворотов.

Матрицы затрат.

  • Создать процедуры для расчета матриц затрат по времени и дальности для каждого сегмента спроса (общественный и индивидуальный транспорт).
  • Симметризировать каждую матрицу затрат.
  • Создать процедуры корректировки затрат на перемещения внутри кордонных районов для исключения подобных корреспонденций для всех сегментов спроса, участвующих в кордонных перемещениях. Пример формулы.

Построение расчетных процедур. Процедура создания транспортного движения.

Цель: создать, настроить и рассчитать первый этап стандартной четырехступенчатой модели – создание транспортного движения.


Для выполнения данного задания понадобится готовая модель транспортного предложения с занесенной в транспортные районы социально-экономической статистикой.

  • Открыть окно «Последовательность процедур» и добавить процедуру «Создание транспортного движения» (Вставка-Модель спроса-Создание транспортного движения). В качестве базового объекта выбрать модель спроса пассажирских перемещений и соответствующие ей слои спроса.
  • В параметрах процедуры «Создание транспортного движения» определить референтные лица для транспортного потока «Из источника» и «В цель» (референтными лицами будут служить атрибуты социально-экономической статистики районов).
  • Определить степени создания и притяжения для всех слоев спроса. Пример.
  • Выбрать для каждого из слоев спроса Нормирование сумм.
  • Для других моделей спроса (грузовые перемещения, кордонные перемещения) также добавить и настроить для них процедуру расчета создания транспортного движения.
  • Выполнить полученные процедуры «Создание транспортного движения» для всех моделей спроса.
  • Проверить полученный расчет В Редакторе районов (Вкладка «Слои спроса») либо в атрибутах районов «Объем транспортного потока из источника» и «Объем транспортного потока в цель».

Построение расчетных процедур. Процедуры распределения

транспортного движения и выбора режима.

Цель: создать, настроить и рассчитать второй и третий этапы стандартной четырехступенчатой модели — распределение транспортного движения и выбор режима.


Для выполнения данного задания понадобится готовая модель транспортного предложения с рассчитанными матрицами затрат и процедурой создания транспортного движения.

  • Открыть окно «Последовательность процедур» и добавить процедуру «Распределение транспортного движения» (Вставка-Модель спроса-Распределение транспортного движения). В качестве базового объекта выбрать модель спроса пассажирских перемещений и соответствующие ей слои спроса.
  • В параметрах процедуры «Распределение транспортного движения» определить формулы для расчета полезности с помощью матриц затрат (предпочтительно матриц затрат по времени) и коэффициентов по всем слоям спроса. Пример формул для определения полезности представлен на рисунке ниже.
  • Определить тип и коэффициенты для функции оценки, параметры расположения для каждого слоя спроса. Пример.
  • Для других моделей спроса (грузовые перемещения, кордонные перемещения) также добавить и настроить для них процедуру расчета распределения транспортного движения.
  • Выполнить расчет полученных процедур «Распределения транспортного движения» для всех моделей спроса. Проверить в списке матриц (Списки-Спрос-Матрицы) матрицы корреспонденций по распределению транспортного движения на корректность расчета.
  • Выполнить расчет полученных процедур «Распределения транспортного движения» для всех моделей спроса. Проверить в списке матриц (Списки-Спрос-Матрицы) матрицы корреспонденции по распределению транспортного движения на корректность расчета.
  • Добавить и настроить процедуру расчета выбор режима для всех моделей спроса. В качестве определения полезности выбрать матрицы затрат по каждому режиму, ввести при необходимости калибровочные коэффициенты. Пример настройки процедуры выбора режима.
  • Выполнить расчет процедуры «Выбор режима». Проверить в списке матриц (Списки-Спрос-Матрицы) матрицы корреспонденций по выбору режима на корректность расчета. При необходимости проверить и откорректировать параметры процедуры.

Построение расчетных процедур. Процедуры перераспределения ИТ и ОТ.

Задача состоит в том, чтобы создать, настроить и рассчитать четвертый этап стандартной четырехступенчатой модели — перераспределение ИТ и ОТ.

Для выполнения данного задания понадобится готовая модель транспортного предложения с процедурами расчета матриц затрат и процедурами создания, распределения транспортного движения и выбора режима. Также в данных спроса должны быть указаны посчитанные суммарные матрицы корреспонденций для сегментов спроса.
  • Открыть окно «Последовательность процедур» и добавить процедуру «Перераспределение ИТ» после процедур «Выбор режима» и «Комбинация матриц и векторов» (Вставка-Перераспределения-Перераспределение ИТ). В качестве базового объекта выбрать Сегменты спроса, которые будут учитываться в расчете (легковые и грузовые автомобили). В столбце «Вариант/файл» выбрать метод расчета – например, «Обучающая процедура».
  • В параметрах процедуры «Перераспределение ИТ» во вкладке «Критерии сходимости» определить максимальное число итераций. Выполнить полученную процедуру.
  • Проверить расчет путем анализа атрибутов отрезков «Нагрузка [ТС] ИТ (ПА)», «Нагрузка [ТС]-СисТр».
  • Добавить процедуру «Обусловленный обратный скачок» после процедуры «Перераспределение ИТ». В параметрах указать процедуру расчета матрицы затрат ИТ, к которой будет возвращаться расчёт. Для «Атрибута отрезка» указать «Нагрузка [ТС] ИТ (ПА)», а также минимальное и максимальное количество итераций.
  • В последовательность процедур добавить процедуру «Перераспределение ОТ» (Вставка-Перераспределения-Перераспределение ОТ). В качестве базового объекта выбрать Сегмент спроса ОТ, в столбце «Вариант/файл» выбрать метод расчета «По расписанию».
  • В параметрах процедуры «Перераспределение ОТ» во вкладке «База» включить опцию расчета перераспределения и матриц затрат. Определить интервал времени перераспределения, аналогичный заданной кривой спроса для ОТ в «Данных спроса». Во вкладке «Матрицы затрат» выбрать для расчета матрицы времени и длины поездки.
  • Убедиться, что для каждого варианта маршрута заданы поездки по расписанию. Рассчитать процедуру перераспределения ОТ и проверить в модели рассчитанные атрибуты по пассажиропотоку.
  • Рассчитать все процедуры модели с учетом обратного скачка, проверить результаты. При необходимости откорректировать параметры процедур.